Материалы
(ул. 30 Июля, 8)
История памятника связана с историей завода «Сибтяжмаш» в годы войны. На площадке строящегося завода был размещен завод «Красный Профинтерн», прибывший в Красноярск из Брянской области.
Краны и паровозы были основной продукцией завода, в годы войны их было выпущено 40 штук. Красноярские паровозы заметно отличались от других паровозов страны: были более мощными, манёвренными, свободно брали состав из 40 вагонов, а иногда и вдвое больше.
Благодаря новшествам, которые внёс главный конструктор завода Григорий Алексеевич Щукин, паровозы с красноярской маркой стали долговечными, работали по 30-40 лет и вошли в историю промышленности на уровне ленинградских танков Т-34, «Катюш», самолетов и штурмовиков.
Паровозы серии «СО» были основой колонн особого резерва Народного комиссариата путей сообщения, которые обслуживали прифронтовые железные дороги.
Паровоз СО 17-1600, находящийся на стоянке у железнодорожного вокзала, это самый первый паровоз, вышедший из ворот завода 27 мая 1943 года и отправившийся в испытательный пробег до Москвы. Впоследствии паровоз работал в прифронтовой полосе, доставлял с фронтов раненых в госпитали Сибири, из Сибири на фронт тянул эшелоны с танками, артиллерией и боеприпасами. СО 17-1600 работал до начала 1980-х годов.
В 1984 году паровоз-памятник был установлен напротив железнодорожного вокзала. В 2004 году после реконструкции вокзала его установили на перроне вокзала с западной стороны.
Использованные источники:
Демидович, А. Вечно боевой паровоз / А. Демидович. – Текст : непосредственный // Красноярский рабочий. – 2004. – 18 ноября.- С. 6.
Демидович, А. Возродил свисток паровоза / А. Демидович. – Текст : непосредственный // Вечерний Красноярск. – 2005. – 19 ноября. – С. 6.
Петров, К. Этот день мы приближали как могли / К. Петров. - Текст : непосредственный // Красноярский рабочий. – 2000. – 5 мая.- С. 1, 17.